Проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Top Panel



Закон Украины "О службе в органах местного самоуправления"

Закон Украины "О службе в органах местного самоуправления"
Настоящий Закон регулирует правовые, организационные, материальные и социальные условия реализации гражданами Украины права на службу в органах местного самоуправления, определяет общие принципы деятельности должностных лиц местного самоуправления, их правовой статус, порядок и правовые гарантии пребывания на службе в органах местного самоуправления.

 

Раздел 1. Основные положения.   
Статья 1. Служба в органах местного самоуправления.
Служба в органах местного самоуправления — это профессиональная, на постоянной основе, деятельность граждан Украины, занимающих должности в органах местного самоуправления, направленная на реализацию территориальной громадой своего права на местное самоуправление и отдельных полномочий органов исполнительной власти, предоставленных законом.
Статья 2. Должностное лицо местного самоуправления.
Должностным лицом местного самоуправления является лицо, работающее в органах местного самоуправления, имеющее соответствующие должностные полномочия по осуществлению организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получающее заработную плату за счет местного бюджета.
Действие настоящего Закона не распространяется на технических работников и обслуживающий персонал органов местного самоуправления .
Статья 3. Должности в органах местного самоуправления.
Должностями в органах местного самоуправления являются:
    выборные должности, на которые лица избираются территориальной громадой;
    выборные должности, на которые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;
    должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по иной процедуре, предусмотренной законодательством Украины.
Статья 4. Основные принципы службы в органах местного самоуправления.
Служба в органах местного самоуправления осуществляется на следующих основных принципах:
    служения территориальной громаде;
    сочетания местных и государственных интересов;
    верховенства права, демократизма и законности;
    гуманизма и социальной справедливости;
    гласности;
    приоритета прав и свобод человека и гражданина;
    равных возможностей доступа граждан к службе в органах местного самоуправления с учетом их деловых качеств и профессиональной подготовки;
    профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу;
    подконтрольности, подотчетности, персональной ответственности за нарушение дисциплины и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;
    соблюдения прав местного самоуправления;
    правовой и социальной защищенности должностных лиц местного самоуправления;
    защиты интересов соответствующей территориальной громады;
    финансового и материально-технического обеспечения службы за счет средств местного бюджета;
    самостоятельности кадровой политики в территориальной громаде.
Статья 5. Право на службу в органах местного самоуправления.
Право на службу в органах местного самоуправления имеют граждане Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, срока проживания на соответствующей территории.
На должность могут быть назначены лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку, владеющие государственным языком в объемах, достаточных для исполнения служебных обязанностей.
Статья 6. Государственная политика относительно службы в органах местного самоуправления.
Государственная политика относительно службы в органах местного самоуправления осуществляется по следующим направлениям:
    законодательное регулирование службы в органах местного самоуправления и обеспечение ее эффективности;
    защита прав местного самоуправления;
    организация подготовки и переподготовки кадров для службы в органах местного самоуправления;
    правовая и социальная защита должностных лиц местного самоуправления;
    методическое и информационное обеспечение службы в органах местного самоуправления.
Консультативное и методическое обеспечение службы в органах местного самоуправления осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной службы с учетом требований действующего законодательства о местном самоуправлении в Украине.
Методическую помощь по организации и прохождению службы в органах местного самоуправления в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» могут оказывать соответствующие комитеты Верховной Рады Украины.
Контроль за соблюдением законодательства о службе в органах местного самоуправления осуществляется соответствующими органами государственной власти в порядке, установленном законом.

 

Раздел 2. Правовой статус должностных лиц местного самоуправления.   
Статья 7. Правовое регулирование статуса должностных лиц местного самоуправления.
Правовой статус должностных лиц местного самоуправления определяется Конституцией Украины, законами Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О статусе депутатов местных советов», «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов», настоящим и другими законами Украины.
Должностные лица местного самоуправления действуют лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, и руководствуются в своей деятельности Конституцией Украины и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, актами органов местного самоуправления, а в Автономной Республике Крым — также нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, принятыми в пределах их компетенции.
На должностных лиц местного самоуправления распространяется действие законодательства Украины о труде с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 8. Основные обязанности должностных лиц местного самоуправления.
Основными обязанностями должностных лиц местного самоуправления являются:
    соблюдение Конституции и законов Украины, иных нормативно-правовых актов, актов органов местного самоуправления; обеспечение в соответствии с их полномочиями эффективной деятельности органов местного самоуправления;
    соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
    сохранение государственной тайны, информации о гражданах, которая стала им известна в связи с исполнением служебных обязанностей, а также другой информации, которая согласно закону не подлежит разглашению;
    постоянное совершенствование организации своей работы, повышение профессиональной квалификации;
    добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей, инициативность и творчество в работе;
    уважительное отношение к гражданам и их обращениям в органы местного самоуправления, забота о высоком уровне культуры, общения и поведения, авторитете органов и должностных лиц местного самоуправления;
    недопущение действий или бездействия, которые могут повредить интересам местного самоуправления и государства.
Статья 9. Основные права должностных лиц местного самоуправления.
Должностное лицо местного самоуправления имеет право:
    на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, сотрудников и граждан;
    на оплату труда в зависимости от должности, которую оно занимает, ранга, который ему присвоен, качества, опыта и стажа работы;
    на продвижение по службе в соответствии с профессиональным образованием, результатами работы и аттестации;
    на безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда;
    на социальную и правовую защиту;
    получать в порядке, установленном законодательством, от соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, объединений граждан, отдельных лиц материалы и информацию, необходимые для исполнения своих служебных обязанностей;
    в порядке и в пределах, установленных законом, получать информацию о материалах своего личного дела и ознакомляться с другими документами, касающимися прохождения им службы в органах местного самоуправления, получать от руководителей органа местного самоуправления соответствующие объяснения и давать личные объяснения;
    требовать проведения служебного расследования с целью опровержения безосновательных, по его мнению, обвинений или подозрения в отношении его;
    защищать свои законные права и интересы в органах государственной власти, органах власти Автономной Республики Крым, органах местного самоуправления и в судебном порядке.

 

Раздел 3. Прохождение службы в органах местного самоуправления и служебная карьера.   
Статья 10. Принятие на службу в органы местного самоуправления.
Принятие на службу в органы местного самоуправления осуществляется:
    на должность сельского, поселкового, городского головы в порядке, установленном Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине»;
    на должность председателя и заместителей председателя районного, районного в городе, областного совета, заместителя городского головы — секретаря Киевского городского совета, секретаря сельского, поселкового, городского совета, председателя постоянной комиссии по вопросам бюджета областного, Киевского и Севастопольского городских советов путем избрания соответствующим советом;
    на должности заместителей сельского, поселкового, городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета, управляющего делами (секретаря) исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе совета путем утверждения соответствующим советом;
    на должности руководителя секретариата (управляющего делами) районного, областного совета, управляющего делами исполнительного аппарата областных и районных советов, руководителей отделов, управлений и других работников органов местного самоуправления путем назначения, соответственно, сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе либо по иной процедуре, предусмотренной законодательством Украины.
Проведение конкурса, испытание и стажировка при принятии на службу в органы местного самоуправления осуществляются в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе.
При необходимости, по согласию сторон, должностное лицо местного самоуправления может быть переведено на равнозначную либо более низкую должность или должность советника либо консультанта без конкурсного отбора.
Председатели районных, районных в городах, областных советов, Киевский и Севастопольский городской голова и городские головы (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения) имеют право самостоятельно (без конкурса) подбирать и принимать на службу своих помощников, советников (патронатную службу).
На время отсутствия (отпуска) должностных лиц органов местного самоуправления (кроме выборных должностей) для исполнения их полномочий могут приниматься на службу лица по срочному трудовому договору (контракту).
Статья 11. Присяга должностных лиц местного самоуправления.
Граждане Украины, которые впервые принимаются (избираются) на службу в органы местного самоуправления, приносят Присягу следующего содержания: «Сознавая свою высокую ответственность, торжественно присягаю, что буду верно служить громаде и народу Украины, неуклонно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, содействовать воплощению их в жизнь, охранять права, свободы и законные интересы граждан, добросовестно исполнять свои должностные обязанности».
Должностное лицо местного самоуправления подписывает текст Присяги, который хранится по месту его работы. О принесении Присяги производится запись в трудовой книжке.
Новоизбранные сельские, поселковые, городские головы, председатели советов приносят Присягу на сессии соответствующего совета.
 Статья 12. Ограничения, связанные с принятием на службу в органы местного самоуправления и прохождением службы.
На службу в органы местного самоуправления не могут быть приняты лица:
1) признанные судом недееспособными;
2) имеющие судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке;
3) которые в соответствии с законом лишены права занимать должности в органах государственной власти и их аппарате или в органах местного самоуправления в течение установленного срока;
4) которые в случае принятия на службу в органы местного самоуправления будут непосредственно подчинены или подведомственны лицам, являющимся близкими родственниками или свояками.
Должностные лица местного самоуправления не могут быть организаторами и непосредственными участниками забастовок и других действий, препятствующих выполнению органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления предусмотренных законом полномочий.
Другие ограничения, связанные с прохождением службы в органах местного самоуправления, устанавливаются исключительно законами Украины.
Статья 13. Декларирование доходов должностных лиц местного самоуправления.
Лицо, претендующее на занятие должности в органах местного самоуправления третьей-седьмой категории, представляет по месту будущей службы сведения о доходах и обязательства финансового характера, в том числе за границей, в отношении себя и членов своей семьи. Лицо, претендующее на занятие должности в органах местного самоуправления первой-второй категории, должно представить также сведения о принадлежащем ему и его семье недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.
Указанные сведения предоставляются должностным лицом органов местного самоуправления ежегодно в порядке, установленном законом.
Статья 14. Классификация должностей в органах местного самоуправления.
В органах местного самоуправления устанавливаются следующие категории должностей:
    первая категория — должности Киевского городского головы, председателей областных советов и Севастопольского городского совета;
    вторая категория — должности Симферопольского городского головы, городских (городов — областных центров) голов; заместителей председателей областных советов и Севастопольского городского головы, заместителя городского головы — секретаря Киевского городского совета;
    третья категория — должности первых заместителей и заместителей городских голов (городов — областных центров) по вопросам деятельности исполнительных органов совета; секретарей городских (городов — областных центров и города Симферополя) советов, городских голов (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения, кроме городов — областных центров), председателей районных, районных в городах советов;
    управляющих делами исполнительных аппаратов областных и Севастопольского городского советов;
    четвертая категория — должности председателей постоянных комиссий по вопросам бюджета областных, Киевского и Севастопольского городских советов (в случае, если они работают в совете на постоянной основе), руководителей управлений и отделов исполнительного аппарата областных, Севастопольского городского и секретариата Киевского городского советов, секретарей городских (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения) советов, заместителей городских (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения) голов по вопросам деятельности исполнительных органов совета, управляющих делами (секретарей) исполнительных комитетов, директоров, первых заместителей, заместителей директоров департаментов городских (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения) советов, городских (городов районного значения) голов, поселковых и сельских голов;
    пятая категория — должности заместителей председателей районных советов, управляющих делами исполнительных аппаратов районных советов, управляющих делами (секретарей) исполнительных комитетов районных в городах советов, помощников председателей, советников (консультантов), специалистов, главных бухгалтеров управлений и отделов исполнительного аппарата областных секретариатов, Киевского и Севастопольского городских советов, руководителей управлений, отделов и других исполнительных органов городских (городов областного и республиканского в Автономной Республике Крым значения) советов и их заместителей, руководителей отделов (подотделов) в составе самостоятельных управлений, отделов исполнительных органов городских (городов областного значения) советов; должности заместителей городских (городов районного значения), сельских, поселковых голов по вопросам деятельности исполнительных органов совета, секретарей городских (городов районного значения), сельских, поселковых советов;
    шестая категория — должности управляющих делами (секретарей) исполнительных комитетов городских (городов районного значения), сельских, поселковых советов, руководителей структурных подразделений исполнительного аппарата районных и секретариатов районных в городах Киеве и Севастополе советов и их заместителей, руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений исполнительных органов городских (городов районного значения), районных в городах советов и их заместителей, помощников председателей, советников, консультантов, начальников секторов, главных бухгалтеров, специалистов управлений, отделов, других структурных подразделений исполнительных органов городских (городов областного значения и города Симферополя) советов;
    седьмая категория — должности советников, консультантов секретариатов районных в городах советов, специалистов исполнительных органов районных в городах, городских (городов районного значения) советов, специалистов исполнительных органов сельских, поселковых советов.
Отнесение других должностей органов местного самоуправления, не указанных в настоящей статье, к соответствующей категории должностей в органах местного самоуправления осуществляется Кабинетом Министров Украины по представлению руководителей соответствующих органов местного самоуправления.
(Ст. 14 с изм. и доп., внес. законами Украины от 16.11.2004, от 12.01.2005 г. // Вед. ВР Украины.— 2005.— № 4.— Ст. 90; № 9 — Ст. 177)
Статья 15. Ранги должностных лиц местного самоуправления.
При принятии на службу в органы местного самоуправления присваиваются ранги в пределах соответствующей категории должностей.
Устанавливаются следующие ранги должностных лиц местного самоуправления:
    лицам, занимающим должности, отнесенные к первой категории, может быть присвоен 3, 2 и 1 ранг;
    лицам, занимающим должности, отнесенные ко второй категории, может быть присвоен 5, 4 и 3 ранг;
    лицам, занимающим должности, отнесенные к третьей категории, может быть присвоен 7, 6 и 5 ранг;
    лицам, занимающим должности, отнесенные к четвертой категории, может быть присвоен 9, 8 и 7 ранг;
    лицам, занимающим должности, отнесенные к пятой категории, может быть присвоен 11, 10 и 9 ранг;
    лицам, занимающим должности, отнесенные к шестой категории, может быть присвоен 13, 12 и 11 ранг;
    лицам, занимающим должности, отнесенные к седьмой категории, может быть присвоен 15, 14 и 13 ранг.
Ранги, соответствующие должностям первой и второй категории, а также ранги сельским, поселковым, городским головам, председателям районных, районных в городах советов присваиваются решением соответствующего совета в пределах соответствующей категории должностей.
Ранги, соответствующие должностям третьей—седьмой категории, присваиваются, соответственно, сельским, поселковым, городским головой, председателем областного, районного, районного в городе совета.
Ранги присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации, результатами работы.
Ранги присваиваются одновременно с избранием (принятием) на службу в органы местного самоуправления или избранием (назначением) на более высокую должность. Лицам, которые назначаются на должности с испытательным сроком, ранги присваиваются после его истечения, по результатам работы. Лицам, которые назначены на должности и имеют ранги должностных лиц местного самоуправления или ранги государственного служащего, присвоенные по предыдущему месту работы, надбавка за ранг в период испытательного срока выплачивается в соответствии с этими рангами.
Очередной ранг присваивается при условии, если должностное лицо успешно отработало на занимаемой должности не менее чем 2 года.
За выполнение особо ответственных задач должностному лицу местного самоуправления может быть присвоен очередной ранг досрочно в пределах соответствующей категории должностей.
За добросовестный труд при выходе на пенсию должностному лицу местного самоуправления может быть присвоен очередной ранг вне пределов соответствующей категории должностей.
Должностное лицо местного самоуправления может быть лишено присвоенного в соответствии с настоящим Законом ранга лишь по приговору суда.
Если должностное лицо местного самоуправления избрано либо назначено на должность более низкой категории или оставило службу в органе местного самоуправления, за ним сохраняется присвоенный ранг.
В трудовой книжке должностного лица местного самоуправления производится запись о присвоении, изменении или лишении его соответствующего ранга.
Статья 16. Кадровый резерв службы в органах местного самоуправления.
По решению органа местного самоуправления создается кадровый резерв для занятия должностей и продвижения по службе, который утверждается сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета.
В кадровый резерв зачисляются лица, изъявившие желание занять должность в органах местного самоуправления и имеющие соответствующую квалификацию и образование или приобретающие его.
Кадровый резерв формируется из:
    должностных лиц местного самоуправления, повысивших квалификацию или прошедших стажировку и рекомендованных аттестационной комиссией на более высокие должности;
    государственных служащих, желающих перейти на службу в органы местного самоуправления;
    специалистов производственной, социально-культурной, научной и других сфер, а также выпускников учебных заведений соответствующего профиля.
Порядок формирования и ведение кадрового резерва должностных лиц определяются соответствующим советом.
Примерный порядок формирования кадрового резерва разрабатывается и утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 17. Аттестация должностных лиц местного самоуправления.
С целью оценки деловых и профессиональных качеств, а также квалификации должностных лиц местного самоуправления, кроме лиц, указанных в части второй настоящей статьи, должностные лица местного самоуправления один раз в 4 года подлежат аттестации.
Аттестации не подлежат сельские, поселковые, городские головы, председатели районных в городах, районных и областных советов, секретари сельских, поселковых, городских советов, работники патронатной службы, лица, пребывающие в должности менее одного года, молодые специалисты, беременные женщины либо женщины, работающие менее одного года после выхода на работу из отпуска по беременности и родам либо уходу за ребенком, лица, принятые на должность на определенный срок.
Аттестационная комиссия создается по решению сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе, районного, областного совета. Председателем аттестационной комиссии назначается секретарь сельского, поселкового, городского совета, заместитель председателя районного в городе, районного, областного совета. В сельских, поселковых советах с малочисленными исполнительными органами (до 5 лиц) аттестацию может проводить сельский, поселковый голова.
Аттестационная комиссия работает гласно. Должностное лицо имеет право предварительно ознакомиться с материалами его аттестации, принимать участие в заседании комиссии, на котором рассматривается вопрос о его аттестации, обжаловать, в случае несогласия, решение аттестационной комиссии сельскому, поселковому, городскому голове, председателю районного в городе, районного, областного совета в течение 10 дней со дня вынесения ее решения или в суд.
По результатам аттестации аттестационная комиссия делает одно из следующих заключений: о соответствии занимаемой должности; о соответствии занимаемой должности при определенных условиях (получение образования, прохождение стажировки, приобретение соответствующих навыков, повышение квалификации и т. п.); о несоответствии занимаемой должности.
Результаты аттестации имеют рекомендательный характер. В соответствии с заключением аттестационная комиссия предлагает сельскому, поселковому, городскому голове, председателю районного в городе, районного, областного совета:
    признать должностное лицо аттестованным;
    назначить в течение года повторную аттестацию (с согласия должностного лица);
    зачислить должностное лицо в кадровый резерв или назначить его на более высокую должность;
    перевести должностное лицо на другую должность, соответствующую его квалификации, или освободить его от занимаемой должности.
Споры, возникающие в связи с проведением аттестации, разрешаются в соответствии с законодательством о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров.
Другие вопросы аттестации должностных лиц регулируются положением о проведении аттестации, которое утверждается сельским, поселковым, городским головой, председателем районного в городе, районного, областного совета.
Типовое положение о проведении аттестации должностных лиц местного самоуправления утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 18. Предельный возраст пребывания на службе в органах местного самоуправления.
Предельный возраст пребывания на службе в органах местного самоуправления составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эти ограничения не распространяются на должностных лиц местного самоуправления, которые избираются на соответствующие должности.
Срок пребывания на службе в органах местного самоуправления может быть продлен, но не более чем на 5 лет по решению сельского, поселкового, городского головы, председателя районного, районного в городе, областного совета.
По истечении этого срока должностные лица местного самоуправления по решению соответствующего председателя могут быть оставлены на должностях советников либо консультантов (патро-натная служба), если такие должности предусмотрены штатным расписанием, на условиях срочного трудового договора.
Статья 19. Другие вопросы прохождения службы в органах местного самоуправления.
Организация обучения и повышение квалификации должностных лиц местного самоуправления, продвижение их по службе, определение продолжительности рабочего времени, порядка осуществления ими служебных командировок и возмещения расходов на эти командировки, а также особенности их дисциплинарной ответственности, решение других вопросов, связанных со службой в органах местного самоуправления, обеспечиваются в порядке, предусмотренном законом.
 
Раздел 4. Прекращение службы в органах местного самоуправления.   
Статья 20. Основания прекращения службы в органах местного самоуправления.
Кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, служба в органах местного самоуправления прекращается на основании и в порядке, определенных Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине», настоящим и другими законами Украины, а также в случае:
    отказа должностного лица местного самоуправления от принесения Присяги (статья 11 настоящего Закона);
    нарушения условий реализации права на службу в органах местного самоуправления (статья 5 настоящего Закона);
    непредставления сведений или представления должностным лицом местного самоуправления неправдивых сведений о его доходах в установленный срок (статья 13 настоящего Закона);
    выявления или возникновения обстоятельств, препятствующих пребыванию на службе, либо несоблюдения требований, связанных с прохождением службы в органах местного самоуправления (статья 12 настоящего Закона);
    достижения должностным лицом местного самоуправления предельного возраста пребывания на службе в органах местного самоуправления (статья 18 настоящего Закона).
Решение о прекращении службы в органах местного самоуправления может быть обжаловано должностным лицом местного самоуправления в порядке, определенном законом.
Перевыборы сельских, поселковых, городских голов, смена руководителей органов местного самоуправления не являются основанием для прекращения службы должностными лицами исполнительных органов советов, их секретариатов, кроме работников патронатной службы.

 

Раздел 5. Материальное и социально-бытовое обеспечение должностных лиц местного самоуправления.

Статья 21. Оплата труда, отпуска и пенсионное обеспечение.
Должностные лица получают заработную плату, размер которой должен обеспечивать достаточный жизненный уровень.
Заработная плата состоит из оклада, премий, доплаты за ранг, надбавки за выслугу лет и других надбавок, предусмотренных настоящим Законом.
Условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяются органом местного самоуправления, исходя из условий оплаты труда, установленных для государственных служащих соответствующих категорий и должностей.
Источником формирования фонда оплаты труда должностных лиц местного самоуправления является местный бюджет.
Должностным лицам местного самоуправления предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законами Украины не предусмотрен более продолжительный отпуск, с выплатой пособия на оздоровление в размере должностного оклада.
Должностным лицам, имеющим стаж службы в органах местного самоуправления более 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Пенсионное обеспечение должностных лиц местного самоуправления, имеющих стаж службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не менее 10 лет, осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе. Пенсия в части, не превышающей размера пенсии из солидарной системы, назначаемой в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» , выплачивается за счет средств Пенсионного фонда Украины. Часть пенсии, превышающая этот размер, выплачивается за счет средств Государственного бюджета Украины.
(Ч. 7 ст. 21 вред. Закона Украины от 02.10.2003г. // Вед. ВР Украины.— 2004.— № 10.— Ст. 104 с изм., внес. Законом Украины от 21.10.2004г. // Вед. ВР Украины— 2005— № 2— Ст. 32).
Группы по оплате труда работников исполнительных аппаратов областных советов, исполнительных органов городских советов устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
(Ч. 9 ст. 21 исключена Законом Украины от 02.10.2003г. // Вед. ВР Украины.— 2004.— № 10.— Ст. 104)
Должностным лицам местного самоуправления, которые работали на выборных должностях в органах местного самоуправления 8 лет и более, или в течение полных двух и более созывов, начиная с созыва 1990 года, за исключением прекращения полномочий по причинам, определенным статьей 78, пунктами 2, 3, 4 части первой, частью второй статьи 79 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», пунктами 1, 2, 6 части первой и пунктом 1 части второй статьи 5 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов», при наличии страхового стажа для мужчин — не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет, назначается пенсия согласно настоящему Закону независимо от того, где они работали перед назначением пенсии. В этих случаях пенсия исчисляется в порядке, предусмотренном для государственных служащих, из сумм заработной платы, на которые начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, по последней занимаемой выборной должности на день назначения пенсии.
(Ч. 10 ст. 21 в ред. Закона Украины от 19.06.2003г. // Вед. ВР Украины.— 2003.— № 46.— Ст. 367 с доп., внес. Законом Украины от 02.10.2003г. // Вед. ВР Украины.— 2004.— № 10 — Ст. 104; с изм., внес. Законом Украины от 17.11.2005г. // ОВ ВР України.— 2005.— № 49 — Ст. 3048)
При увольнении с работы в органах местного самоуправления в связи с выходом на пенсию должностным лицам местного самоуправления выплачивается единовременное денежное пособие в размере 10 месячных должностных окладов при наличии не менее 10 лет стажа на должностях в органах местного самоуправления либо на должностях, отнесенных к соответствующим категориям должностей государственных служащих.
(Ч. 11 ст. 21 в ред. Закона Украины от 02.10.2003г. // Вед. ВР Украины— 2004— № 10— Ст. 104)
Должностным лицам органов местного самоуправления, которые в период пребывания на службе в этих органах признаны инвалидами I и II групп, независимо от причины инвалидности, пенсии по инвалидности назначаются в размерах, предусмотренных законодательством Украины о государственной службе, после прекращения ими службы в органах местного самоуправления, при наличии стажа службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не менее 10 лет и стажа, установленного для назначения пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». В случае возвращения указанных лиц на службу в  органы местного самоуправления либо на государственную службу выплата пенсии в соответствии с настоящим Законом приостанавливается до увольнения с работы или достижения ими предельного возраста пребывания на службе в органах местного самоуправления либо на государственной службе. В это время они имеют право на получение пенсии, назначенной на общих основаниях.
В случае смерти лица в период пребывания на службе в органах местного самоуправления или в период получения пенсии в порядке, предусмотренном настоящим Законом, нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении (при этом детям пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении кормильца), назначается пенсия по потере кормильца в размере 70 процентов заработка кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи и 90 процентов — на двух и более членов семьи при наличии у кормильца стажа службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не менее 10 лет. К нетрудоспособным членам семьи относятся лица, указанные в статье 36 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
(Ч. 12 ст. 21 заменена чч. 12 и 13 Законом Украины от 02.10.2003г. // Вед. ВР Украины.— 2004.— № 10.— Ст. 104; с изм., внес. Законом Украины от 17.11.2005 // ОВ Украины— 2005— № 49— Ст. 3048)
Статья 22. Исчисление стажа службы в органах местного самоуправления.
В стаж службы в органах местного самоуправления засчитывается период работы на должностях, на которые распространяется действие настоящего Закона, а также на должностях и в органах, время работы в которых засчитывается в стаж государственной службы.

 

 Раздел 6. Ответственность за нарушение законодательства о службе.

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства о службе в органах местного самоуправления.
Лица, виновные в нарушении законодательства о службе в органах местного самоуправления, привлекаются к гражданской, административной или уголовной ответственности согласно закону.
Группы по оплате труда работников исполнительных аппаратов областных советов, исполнительных органов городских советов устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
(Ч. 9 ст. 21 исключена Законом Украины от 02.10.2003г. // Вед. ВР Украины.— 2004.— № 10.— Ст. 104)
Должностным лицам местного самоуправления, которые работали на выборных должностях в органах местного самоуправления 8 лет и более, или в течение полных двух и более созывов, начиная с созыва 1990 года, за исключением прекращения полномочий по причинам, определенным статьей 78, пунктами 2, 3, 4 части первой, частью второй статьи 79 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», пунктами 1, 2, 6 части первой и пунктом 1 части второй статьи 5 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов», при наличии страхового стажа для мужчин — не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет, назначается пенсия согласно настоящему Закону независимо от того, где они работали перед назначением пенсии. В этих случаях пенсия исчисляется в порядке, предусмотренном для государственных служащих, из сумм заработной платы, на которые начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, по последней занимаемой выборной должности на день назначения пенсии.
(Ч. 10 ст. 21 в ред. Закона Украины от 19.06.2003г. // Вед. ВР Украины.— 2003.— № 46.— Ст. 367 с доп., внес. Законом Украины от 02.10.2003г. // Вед. ВР Украины.— 2004— № 10 — Ст. 104; с изм., внес. Законом Украины от 17.11.2005г. // ОВ ВР Украши — 2005.— № 49.— Ст. 3048)
При увольнении с работы в органах местного самоуправления в связи с выходом на пенсию должностным лицам местного самоуправления выплачивается единовременное денежное пособие в размере 10 месячных должностных окладов при наличии не менее 10 лет стажа на должностях в органах местного самоуправления либо на должностях, отнесенных к соответствующим категориям должностей государственных служащих.
(Ч. 11 ст. 21 в ред. Закона Украины от 02.10.2003г. // Вед. ВР Украины.— 2004.— № 10.— Ст. 104)
Должностным лицам органов местного самоуправления, которые в период пребывания на службе в этих органах признаны инвалидами I и II групп, независимо от причины инвалидности, пенсии по инвалидности назначаются в размерах, предусмотренных законодательством Украины о государственной службе, после прекращения ими службы в органах местного самоуправления, при наличии стажа службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не менее 10 лет и стажа, установленного для назначения пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». В случае возвращения указанных лиц на службу в  органы местного самоуправления либо на государственную службу выплата пенсии в соответствии с настоящим Законом приостанавливается до увольнения с работы или достижения ими предельного возраста пребывания на службе в органах местного самоуправления либо на государственной службе. В это время они имеют право на получение пенсии, назначенной на общих основаниях.
В случае смерти лица в период пребывания на службе в органах местного самоуправления или в период получения пенсии в порядке, предусмотренном настоящим Законом, нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении (при этом детям пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении кормильца), назначается пенсия по потере кормильца в размере 70 процентов заработка кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи и 90 процентов — на двух и более членов семьи при наличии у кормильца стажа службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не менее 10 лет. К нетрудоспособным членам семьи относятся лица, указанные в статье 36 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
(Ч. 12 ст. 21 заменена чч. 12 и 13 Законом Украины от 02.10.2003г. // Вед. ВР Украины.— 2004.— № 10.— Ст. 104; с изм., внес. Законом Украины от 17.11.2005 // ОВ Украины.— 2005.— № 49.— Ст. 3048)
Статья 22. Исчисление стажа службы в органах местного самоуправления.
В стаж службы в органах местного самоуправления засчитывается период работы на должностях, на которые распространяется действие настоящего Закона, а также на должностях и в органах, время работы в которых засчитывается в стаж государственной службы.
Статья 24. Ответственность должностного лица местного самоуправления.
Материальный ущерб, причиненный территориальной громаде незаконными решениями сельских, поселковых, городских голов, председателей районных в городе, районных и областных советов, их заместителей, руководителей управлений, отделов, других структурных подразделений исполнительных органов местного самоуправления, действиями либо бездействием должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий, возмещается за счет местного бюджета, в порядке, установленном законом.
Сельские, поселковые, городские, районные в городе, районные и областные советы, сельский, поселковый, городской голова, председатель районного в городе, районного и областного совета имеют право обратного требования (регресса) к должностному лицу местного самоуправления, причинившему вред территориальной громаде, в размерах и порядке, определенных законами Украины и уставами территориальных громад, принятыми в соответствии с законами Украины.
 
 Раздел 7. Заключительные и переходные положения. 
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Действие Закона Украины «О государственной службе» распространяется на органы и должностных лиц местного самоуправления в части, не противоречащей Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине», настоящему Закону и другим законам Украины, регулирующим деятельность местного самоуправления.
За должностными лицами местного самоуправления, должности которых на момент вступления в силу настоящего Закона были отнесены к соответствующим категориям и которым присвоен ранг согласно пункту 5 раздела V «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», сохраняется та же категория и присваивается такой же ранг с соблюдением требований настоящего Закона.
3. Со вступлением в силу настоящего Закона должностным лицам органов местного самоуправления присваиваются ранги на уровне тех, которые они имели в соответствии с Законом Украины «О государственной службе».
4. При переходе должностного лица органа местного самоуправления на государственную службу равнозначной либо более низкой категории должностей, ему присваивается ранг государственного служащего на уровне ранга, который он имел в соответствии с настоящим Законом.
5. Признать утратившими силу:
    пункт 5 раздела V «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., № 24, ст. 170);
    пункт 2 Постановления Верховной Рады Украины от 16 декабря 1993 года «О введении в действие Закона Украины «О государственной службе» в части о распространении действия настоящего Закона на работников органов местного и регионального самоуправления (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., № 52, ст. 491);
    второе предложение части первой статьи 23 Закона Украины «О государственной службе» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., № 52, ст. 490; 1999 г., № 24, ст. 208).
6.Кабинету Министров Украины в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона:
    привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
    в соответствии со своей компетенцией обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
    обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.